Представители института наставничества в ОДК-Кузнецов: "Ставим на молодые кадры"

Тема наставничества в "ОДК-Кузнецов" - одна из ключевых для предприятия и включает несколько направлений: наставничество, связанное с передачей опыта и навыков, с корпоративной культурой, профессиональным обучением, наставничество в образовательных учреждениях. Вопреки расхожему мнению (мол, наставник - это  сотрудник, умудренный жизненным и профессиональным опытом), предприятие делает ставку и на молодые кадры. В интервью Волга Ньюс заместитель начальника учебного центра "ОДК-Кузнецов" Юлия Ферапонтова рассказала о том, как выстроена эта работа, а молодые наставники, преподающие в школе №26, - сотрудники "ОДК-Кузнецов", студенты Самарского университета Иван Яшков и Иван Сергеев - поделились историей, как фактически с нуля организовали учебную деятельность в опорных школах.

Иван Яшков (справа) и Иван Сергеев Иван Яшков (справа) и Иван Сергеев
Фото:

- "ОДК-Кузнецов" уделяет большое внимание подготовке кадров. Специалистов начинают готовить буквально со школьной скамьи. В каких школах и вузах Самары организована эта работа заводом?

Юлия Ферапонтова (далее - Ю.Ф.): У нас два опорных вуза - Самарский университет и СамГТУ. Кроме того, постоянно увеличивается количество опорных школ, на данный момент их 18. Большинство располагаются в Самаре, но с прошлого года стали присоединяться тольяттинские школы, а в этом году поступила заявка от сызранского лицея. 

Процесс формирования опорных школ был запущен в 2019 году. Список нам предоставило региональное министерство образования. Выбирая образовательные учреждения, мы обращали внимание, реализуется ли в них физико-математическое направление. Также сыграло роль расположение школ - большинство находятся недалеко от завода, в основном, на Безымянке. Изначально в список вошли школы, расположенные на площадках, близких к ОП "Управленческий" (школа №27), к ОП "Винтай" (школа №165), Самарский технический лицей, школы №№ 67, 68, 122 и другие. А школа №26 стала опорной сразу после открытия. Сейчас на ее базе действует лаборатория "ОДК-Кузнецов".

- Каких результатов удалось достичь в тех школах, где наставничество было реализовано с самого начала, в 2019 году?

Ю.Ф.: Первый результат - информационно-имиджевый. Мы постоянно общаемся с детьми и родителями этих школ, и они уже иначе воспринимают завод: не как предприятия со старыми промасленными станками и работниками в синих халатах из советских фильмов, а как производство с новейшими комплексами, обладающее передовыми технологиями и современными подходами к процессу. Они не шапочно знакомы с деятельностью завода, так как неоднократно посещали его в рамках "Недели без турникетов".

Во-вторых, в этих школах профориентация находится на более глубоком уровне, с ними, наряду с нами, сотрудничают Самарский университет и СамГТУ, колледжи. Все нацелено на то, чтобы дети лучше ориентировались в профессиях и точно знали, куда поступить, чтобы эту профессию получить.

Сами школьники являются не только участниками, но и лауреатами, победителями чемпионатов по физике "Построй карьеру в ОДК". Эти ребята имеют четкое представление о том, что такое современный завод и куда надо идти учиться, чтобы не только получить востребованную профессию, но и обеспечить себе карьерный рост.

- Кем являются специалисты-наставники в образовательных учреждениях? Практикующими сотрудниками завода или студентами?

Ю.Ф.: Если мы говорим в целом о том, кто работает в школах, то это представители самых разных структурных подразделений предприятия. С лекциями о рабочих профессиях к учащимся приходят, соответственно, представители этих профессий.

Если говорим о руководстве, то дети встречаются и с управляющим директором, и с генеральным конструктором, и с главным инженером. Если говорим о программе "Компас для школьников", то уроки проводят инженеры-конструкторы, представители завода - как опытные работники, так и студенты-"целевики", которые также трудоустроены в "ОДК-Кузнецов".

- Вопрос к студентам: какова ваша роль в качестве наставников, какие у вас обязанности?

Иван Яшков, студент 5 курса Самарского университета, техник-конструктор "ОДК-Кузнецов" (далее - И.Я.): Я стоял у истоков проекта "Компас для школьников" и являюсь одним из первых преподавателей, которые начали взаимодействовать с детьми, преподавать моделирование и работать по проекту "Компас". Год назад проект вышел на новый уровень, и сейчас мы с коллегой Иваном Сергеевым служим старшими преподавателями данной программы.

- Как вы попали в программу?

И.Я.: Как и мой коллега, я являюсь студентом-"целевиком" "ОДК-Кузнецов". Все мои учебные практики проходили на территории "ОДК-Кузнецов", я участвовал во всех заводских мероприятиях, проявлял себя. В итоге меня пригласили в качестве наставника на должность руководителя технического кружка в школу №26. Там прошла встреча с директором, преподавателями, на которой мы предварительно выяснили пути будущего взаимодействия. Сошлись на обучении 3D-моделированию, выбор пал на проект "Компас для школьников". Первые полгода я работал один в школе. Сам придумывал планы уроков, составлял программу для обучения 7-8 классов. Затем подключились другие "целевики", а за мной закрепилась позиция старшего помощника. Сейчас, помимо занятий с детьми, я помогаю начинающим наставникам.

- Вы достаточно молоды, воспринимают ли школьники вас всерьез как педагога?

И. Я.: Большинство ребят заинтересованы в этой теме и хотят развиваться, им интересно получать новые знания. За полтора года у меня накопилось достаточно забавных историй, связанных с желанием учеников распечатать созданные под моим руководством в "Компасе" 3D-модели разных деталей. Насколько известно, один из них реализовал идею: получил доступ к 3D-принтеру и напечатал то, что создал сам. Мне же, в свою очередь, было приятно видеть, что наши уроки не проходят зря.

Иван Сергеев, студент 3 курса проекта "Крылья Ростеха" Самарского университета, инженер-конструктор "ОДК-Кузнецов" (далее - И.С.): Я попал в эту программу как студент проекта "Крылья Ростеха". Нам предложили принять участие в "Компасе для школьников". Меня заинтересовала эта тема, и мы попали в команду с Иваном Яшковым, начали работать вместе, поняли, что трудимся во имя единой цели.

Главным на тот момент стало решение задачи о том, как заинтересовать обычных школьников седьмых-одиннадцатых классов, как их увлечь конструированием. Но увлечь семи- и одиннадцатиклассника - две разные задачи.

Для седьмых классов нужно в первую очередь объяснить, почему это интересно. Мы подключили фантазию, стали рассказывать о программе 3D-симулятора, заинтересовали возможностями, сказав, что ребята могут создать все, что захотят, - от чехла для телефона и до детали конструктора "Лего". После того как эта мысль у них уложилась, стали появляться разные вопросы, включая и возможность распечатать смоделированную трехмерную вещь.

Когда мы с Иваном Яшковым научили ребят базе, они приступили к азам моделирования. При этом мы не давали им сложных технических деталей. По себе знаю, что это было бы скучно. Изначально мы рассказали, как работает программа, а потом дали полный карт-бланш, и они делали любые изделия, которые приходили им на ум. Например, у нас проходили конкурсы вроде "Построй лучший самолет", делали вертолеты, елочки и т.д.

- Можете оценить свою работу за прошедший год? Систематизировались ли у ребят знания, которые вы им дали, и чего удалось достичь?

И.Я.: У учеников седьмых и одиннадцатых классов разная мотивация к обучению. Например, семиклассники очень легко увлекаются. Но если для взрослых ценность - деньги и карьерный рост, то для подростков это поддержка друзей, интерес к деятельности, в которую они погружены. С ними надо говорить на одном языке, чтобы вовлечь их в работу. Кто-то приходил на занятия и сразу приступал к технической работе, изготовлению инструментов в виде гаечных ключей. Другие начинали с блоков зарядок, чехлов для телефонов. Поэтому и градация по результатам различная.

Семиклашки иногда приходят на занятие со словами: "А мы уже забыли прошлый урок", поэтому приходится повторять и, пока не усвоят, не идти дальше. Одиннадцатые классы быстрее вспоминали алгоритм, им удавалось за тот же учебный год продвинуться дальше.

В конце прошлого учебного года на территории Самарского университета прошла летняя смена "Школы Королева", туда были приглашены и представители опорных школ "ОДК-Кузнецов", где был внедрен "Компас для школьников". В течение недели посещали занятия, экскурсии на территории вуза, на практике познакомились с 3D-печатью, изучили более подробно компьютерные технологии, полностью моделировали сложный с технической точки зрения предмет - редуктор, включая корпуса, шестеренки, валы и прочие детали. То есть те, кто изначально делал простейшие объекты, перешли к сборкам, и это, считаю, прогресс.

Важно и то, что наша программа не заканчивается, прошел всего лишь полноценный учебный год. Впереди еще путь, пройдя который, мы сможем более объективно оценить результат и прогресс. Для себя же мы понимаем, что есть куда расти, что нового - творческого и технического - придумывать, укрепляем сотрудничество с заводом. Например, если в "ОДК-Кузнецов" разрабатывается двигатель, предлагаем школьникам выполнить деталь от этого двигателя, приносим в школу экспонат, чтобы ученик мог обмерить металлический предмет руками, перенести данные в компьютер, а оттуда - в печать.

- Вопрос Юлии Владимировне: в чем, по-вашему, состоят глобальные цели и задачи наставничества, организованного предприятием?

Ю.В.: На предприятии внушительный пул наставников. В то же время к нам приходит много молодежи. В какой-то момент мы заметили, что на молодых и наставников среднего возраста молодежь (вновь принятые сотрудники, студенты-практиканты) реагирует более живо. Во-первых, они говорят на одном языке, во-вторых, быстро находят контакт. Мы постарались это использовать и в работе со школьниками.

Когда наши конструкторы начали привлекаться к преподаванию, мы подумали: почему бы не привлечь и студентов-"целевиков"? От школьников они пока шагнули не очень далеко, но при этом уже имеют навыки, которыми готовы поделиться. Кроме того, у многих получается делать это интуитивно грамотно с точки зрения педагогики. Четвертый момент - наши наставники в школах: они носители бренда "ОДК-Кузнецов", представители завода и наглядно демонстрируют, как сегодня выглядит современный сотрудник предприятия.

Когда все это вместе сошлось, стало ясно, что это работа не только со школьниками, но и с молодыми сотрудниками предприятия. Конечно, желательно, чтобы наставниками выступали и специалисты с более солидным опытом, но разрыв в поколениях дает о себе знать. Сегодня лицо наставника очень помолодело.

- Идею привлекать студентов, работающих на заводе, сами придумали или переняли опыт коллег из других предприятий?

Ю.В.: Мы пришли к этому интуитивно. Расскажу на примере "Компаса для школьников", как появилась эта идея. Компания "Аскон", которая является разработчиком отечественного программного обеспечения, в том числе, "Компаса 3D", плотно работает на предприятии с IT-службой, конструкторским бюро, нашими технологами. Однажды мы встретились с руководителем компании, и он упомянул, что для школьников лицензии к программному обеспечению бесплатные. Мы предложили внедрить программы в наших опорных школах.

Сыграло и то, что многие дети уже не знают, что такое черчение, этот предмет есть далеко не во всех школах. Соответственно, у учеников не сформировано пространственное мышление. Здесь же ребята могут выполнить работу не только на плоскости, но и смоделировать в 3D, углубить знания в этом направлении. Это навык, полезный для тех, кто планирует связать свою жизнь с технической профессией. А нам такие нужны. Второй момент - таким образом дети знакомятся с деятельностью завода.

- В августе появилась информация, что "ОДК-Кузнецов" примет участие в конкурсе на обучение сотрудников предприятия - производственных мастеров и наставников - за счет средств  федеральной субсидии. Что это за программа, сколько продлится, кто примет в ней участие и каким функционалом будут наделены выпустившие по окончанию наставники?

Ю.В.: Этим проектом занимается городской центр занятости. Он вышел с инициативой на все предприятия оборонного комплекса в регионе. И здесь наш партнер - Самарский университет - готовит программы для обучения сотрудников. Мастера и наставники - это те категории, которые нам хотелось бы обучить прежде всего. И здесь мы будем работать в тандеме с Самарским университетом. Они изучают практики, имеющиеся у нас, добавляют туда свои наработки и, при необходимости, привлекают другие образовательные организации. Таким образом, мы совместно с ними формируем программу, по которой потом будут обучаться представители нашего производства.

- То есть речь о том, что уже существующие наставники повысят свою квалификацию?

Ю.В.: Верно. Причем мы с Самарским университетом подготовили две программы. Одна будет непосредственно связана с наставниками производственного обучения, демонстрацией новых подходов в передаче практического и теоретического материала. Второе направление касается работы с разными возрастными категориями и новыми приемами, касающимися преподнесения материала. В эту программу попадают все участники проектов "Компас для школьников" и "Крылья Ростеха".

- А как обучались те наставники, что уже сейчас имеются на предприятии?

- Ю.В.: У нас проходили курсы, но исключительно базовые, так называемый педагогический минимум. Ребят, которые были включены в проект "Компас для школьников" достаточно быстро, мы не обучали педагогике. И, честно говоря, когда я наблюдала их работу на уроках, сделала вывод: "Слава богу, что не учили". У них - настоящая интуитивная педагогика, не засоренная теми требованиями, приемами, регламентами, которые, как правило, честно скажем, ничего хорошего не дают. А здесь они изобретали все сами, буквально с нуля. Они скромничают и пока не рассказали, что создали целую педагогическую платформу для проекта "Компас для школьников".

По большому счету, сейчас зарождается некая параллельная педагогическая система. Мы выстроили партнерские отношения с СГСПУ, в ближайшее время будем обсуждать, каким образом подтянуть наставников в плане педагогического образования, чтобы они получили необходимую базу на профессиональной площадке. Но они уже сейчас, как мне кажется, сами могут "научить" любого учителя.

Кстати, совместно с педагогическим университетом мы запускаем проект по поддержке учителей физики. Думаю, студенты обменяются опытом с нашими практически состоявшимися педагогами-"целевиками". Это будет очень полезно.

- Это планы на ближайшее будущее?

Ю.В.: Да, анонсируем уже сейчас, что в ближайшее время запустим проект по поддержке учителей физики. Обобщив сказанное, дополню: проблемы подготовки кадров стоят очень остро не только в "ОДК-Кузнецов", но и во всех отраслевых региональных предприятиях в целом. Все страдают от нехватки специалистов. Поэтому в процесс их подготовки включаются все и начинают работу по подготовке кадров уже со школы.

Об этом уже заговорили официально, строятся дорожные карты по работе с учащимися средних образовательных учреждений. Мы просто сыграли на опережение, начав заниматься этим раньше, еще в 2019 году, потому что увидели: если не выйдем в школы, то не получим "целевиков" нужного нам уровня. А не будет "целевиков"  значит гарантированно не будет тех работников, которые не просто формально отучились, а уже подготовлены к работе на предприятии.

- "ОДК-Кузнецов" первым предложил ввести наставничество в школах. Но вы же общаетесь с коллегами, как у них выстроена эта работа?

Ю.В.: Я наблюдаю за тем, что происходит на "Авиакоре", "Прогрессе", сейчас такая практика есть почти у всех. Недавно мы беседовали с коллегами из РКЦ "Прогресс" и, возможно, будем объединять усилия.

- Они разве не конкуренты?

Ю.В.: Мы все формально конкуренты, но работаем на одно большое дело - промышленность Самарского региона. Поэтому "драться за головы и руки" мы, с одной стороны, готовы, но, с другой, чем больше у нас будет выпускников, которые сдают физику и поступают в технические вузы, тем лучше и им, и нам. Не важно, куда они придут, - важно, что они будут работать на благо страны. В подготовке будущих кадров мы не конкуренты.

- И вновь вопросы студентам: много ли школьников к 11 классу четко видят свое будущее?

И.С.: Как правило, выпускник не знает, куда дальше идти. Я сужу по себе, по знакомым. Только единицы, не более 10%, имеют понимание, чем будут заниматься по жизни. О себе скажу, что в свое время это был "выстрел в небо". Хорошо, что попал в цель.

Со старшеклассниками мы в основном работаем совместными группами, но их нужно грамотно замотивировать. Для этой категории школьников имеют значение финансовая сторона вопроса и перспективы карьерного роста. Поэтому в первую очередь необходимо обрисовать перспективы.

Как уже сказала Юлия Владимировна, в наше время действительно есть нужда в хорошо подготовленных кадрах. Поэтому и появляются такие программы, как "Крылья Ростеха", "Инженерный старт" или "Компас для школьников". Профессия инженера-конструктора сейчас стоит на том же месте, что программист. Только программистов стало очень много, а в конструкторах предприятия испытывают недостаток. Наша задача - объяснить школьникам перспективы и востребованность профессии, в том числе за счет упоминаний, что зарплата среднестатистического инженера-конструктора раз в квартал стабильно увеличивается.

- Кроме финансовой составляющей, чем еще можно замотивировать 11-классников?

И.Я.: Мы стараемся транслировать ученикам: смотрите, мы стоим перед вами - заряженные на результат, способные общаться с вами на одном языке. Их очень радуют и мотивируют наши достижения. Ведь я могу не только выполнить техническую задачу, условно, по расчету узла двигателя, моделированию объекта. Например, у меня был опыт работы худруком, режиссером постановок в университете.

Школьники понимают, что "технарь" может реализоваться и в творчестве. Считывают: "Если я пойду по его стопам, то буду также развиваться". Многие ребята, которые сейчас поступают на программу "Крылья Ростеха", - это те, кого я вел, когда они были школьниками. И вижу, что они готовы сделать больше, ярче, интереснее, включая подачу материала и работу на производстве.

- Юлия Владимировна упомянула, что вы создали собственную педагогическую платформу. Расскажете?

И.С.: После полноценно проведенного учебного года и летнего интенсива с ребятами, с нуля смоделировавшими редуктор и распечатавшими его на принтере, у нас родилась идея: почему бы не написать единую программу для всех опорных школ? Дело в том, что, когда мы с Иваном приступили к работе наставниками, очень много времени уходило на подготовку к занятиям, продумыванию каждого урока, поиску необходимых чертежей, позволяющих преподнести информацию более доходчиво. Занятия получались менее продуктивными.

И мы вышли с предложением к руководству учебного центра с идеей о создании единой программы. В этом году число опорных школ увеличилось, соответственно, появилась нужда в преподавателях. До некоторых пор каждый новый наставник работал интуитивно, но мы пришли к тому, что должна быть единая база. Эту идею руководство одобрило, так появился базовый курс для начинающих наставников. В нем будет прописан материал, включены авторские видеолекции. Каждое занятие будет систематизировано на интернет-платформе, станет доступным 24/7, там будут и домашние задания, и самостоятельное обучение.

И.Я.: В качестве площадки мы использовали 3D-платформу. Она удобна и администраторам, и тем, кто имеет доступ к редактуре, и школьникам, которые открывают это просто как сайт и могут просматривать уроки, журнал оценок.

- Кто-то помогал в создании образовательной платформы?

И.Я.: Это наш с Иваном совместный мозговой штурм. Платформа появилась отчасти благодаря наработкам и опыту, нашим микроэкспериментам в течение уроков. в течение полутора лет,Мы практическим путем выясняли что работает, а что нет. Принцип, которого мы придерживались, популярен, но точен: "Скажи мне - я забуду, покажи - я запомню, дай сделать - и я пойму".

И.С.: В заключение проанонсирую мероприятие, которое пройдет у нас 17 сентября. Оно посвящено тем, кто попал в третий набор проекта "Крылья Ростеха". Там мы представляем наш проект, базовую программу, накопленный опыт, будем агитировать студентов пойти в преподаватели "Компаса для школьников", а на следующем этапе проведем отбор с авторскими интенсивами о том, как заинтересовать школьника, как работать с образовательными организациями, с программой по 3D-моделированию. Подробно расскажем, с какими проблемами сталкивались, преподавая ребятам. Приглашаем всех желающих!

Что, на Ваш взгляд, является основной причиной возникновения ДТП?

архив опросов

Последние комментарии

Дмитрий Лакоценин 22 марта 2023 12:24 В Самаре оцифровывают одну из крупнейших в России коллекцию бабочек

Дело нужное. Хрупкий материал...

Наталья Кузнецова 05 февраля 2022 16:35 Самарские школьники переведены на "удаленку"

9 и 11классы не белеют?

Андрей Куропаткин 02 июня 2021 10:42 Сотни самарцев выстроились перед школой на 5-й просеке

Как показывает время, ничего эффективнее номерков на руке не придумали. Гоните директора, чему он современных детей научит, судя по организации набора в школу

Павел Фирсов 24 сентября 2018 14:26 Юрий Белонощенко: "Учеба в СГАУ стала для меня своеобразным "умственным спецназом"

СамГУ круче вопреки всему (хотя и его нет несколько лет). Ибо там замечательные юристы заведуют кафедрами, которые предлагают лишать гражданства за неучастие в выборах. Это круто. Не боятся за свой докторский диплом. Один только вопрос к СамГУ: где ваши академики? В СГАУ их было. И первый появился очень давно. И членкоры тоже в наличии. Но ведь это к крутизне не имеет отношения, правда? Особенно, если университет имеет статус национального исследовательского. :) Но ведь это к крутизне отношения

ALEX LAWER 16 марта 2018 20:03 Геннадий Котельников предложил перевести школы на пятидневку

Родители, давайте поддержим эту инициативу.Мы же не враги наших детей. Мы получим возможность общаться больше со своими детьми. Очевидно, что перевод на пятидневку требует комплексного подхода."Школа" должна перестать сопротивляться и сесть за стол переговоров с родителями. По Трудовому кодексу нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю, наши дети же занимаются значительно больше.Необходимо пересмотреть количество часов занятости детей в сторону снижения. Родители, обратите внимание на то, как строится учебный процесс, каков обьем домашних заданий ,сколько времени ваши дети тратят на их выполнение и сверьтесь с государственными стандартами.Не открою большой тайны, учеба- это не игра в одни ворота, когда мы заставляем только детей учится, образовательная услуга, оказываемая школой, должна быть качественной и на это у нас с вами есть соответствующее право требования.

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1