Учитель года-2023 Артем Степанов: "Работа в школе - это не про деньги, а про духовное наполнение"

Трудовой стаж учителя истории и обществознания тольяттинской школы №93 Артема Степанова - всего четыре года, но он уже признан "Учителем года-2023". 25-летний специалист буквально взорвал местную систему образования новаторскими и нестандартными подходами к профессии. В интервью корреспонденту Волга Ньюс Артем рассказал, в чем секрет его успеха, хватает ли современному молодому преподавателю зарплаты, ездит ли он на подаренной губернатором Lada Granta и насколько строго держит дисциплину в классе.

Фото:

 

- Артем Владимирович, не могу не спросить: несколько раз мы с вами переносили дату беседы из-за насыщенного рабочего графика. У вас всегда так кипит профессиональная жизнь? Или цейтнот - это следствие апрельского конкурса "Учитель года"?

- Вообще, жизнь, как вы сказали, кипела у меня всегда. Но сейчас меняется вектор этого кипения. Когда в 2019 году я пришел в школу, директор предоставил возможность возглавить медиа-группу "Центр Притяжения". Мы с детьми из студии постоянно куда-то ездим: снимаем, монтируем, берем интервью, участвуем в конкурсах... Даже в "доконкурсный" период (до финала конкурса "Учитель года-2023") у меня было огромное количество дел. Да и дети постоянно подкидывали идеи. Необходимо было все это реализовывать.

Так что в режиме нехватки времени я работал практически всегда. Сейчас просто приходится больше ориентироваться на педагогическую, общественную, научную деятельность, на разговоры и диалоги с детьми.

- От вашего трудоустройства в школу до признания на областном уровне прошло четыре года. Что успели сделать за это время?

- Когда я только пришел в школу, мне как молодому педагогу было интересно образование во всех его проявлениях: чем и как живут педагоги и дети. Оказалось, что жизнь педагога очень насыщенна. Я всегда думал, что учителя до 13:00 работают, потом пьют чай в учительской и идут домой. Но это не случай 93-й школы, и у меня так никогда не получалось. Думаю, и не получится, потому что я с первого года окунулся в образовательную и воспитательную деятельность.

В первые два года развивал школьную студию, с которой мы занимали призовые места в различных журналистских конкурсах, вел уроки, работал с детьми по предметным конкурсам. Потом в какой-то момент мой школьный наставник Ирина Сергеевна Пронина предложила принять участие в профессиональных конкурсах. Сначала я с осторожностью воспринял идею: "Я же еще слишком молод". Но меня успокоили тем, что там все молодые.

Первый, значимый для меня, конкурс прошел в 2021 году - "Я - молодой учитель". Он проходил в Институте развития образования. Я прошел заочный этап, вышел на очный, поехал в Самару и представил свою еще первую наработку методики: "Живая история" и "Немое кино", которая тогда еще не носила таких названий.

Дальше я уже вошел в конкурсную колею. Мне очень понравилось, что на таких мероприятиях собираются педагоги со всего региона и делятся своими методиками, опытом. Начал думать, как адаптировать понравившиеся приемы к преподаванию истории и обществознания.

Для меня конкурс оказался полезным, и с этого момента я не пропускал практически ни одного подобного мероприятия. В том же году принял участие в двух конкурсах в Нефтегорске, где занял два вторых места, а также в одном самарском, где занял первое место.

- Я так понимаю, вам даже не столько призовые места важны, сколько возможность обмена опытом и пополнение профессионального портфолио новыми идеями?

- Верно. Могу сказать, что все конкурсы и другие мероприятия, в которых участвую, рассматриваю через призму того, как можно усовершенствовать и одновременно упростить процесс обучения - не теряя в качестве, сделать его более доступным для каждого ребенка, индивидуальным, насыщенным, ярким. Потому что дети в большинстве случаев информацию воспринимают образно. Ребенок запомнит информацию с большей вероятностью, если она будет наглядной и образной, а не монотонно пересказанной.

Сейчас я занимаюсь с детьми образовательным туризмом. Мы познаем Самарскую область, недавно в Питер ездили. Дети в восторге от экскурсий и удивляются, что в нашем регионе столько красоты. Все это нужно транслировать.

На данном этапе я понимаю, что с детьми надо строить диалог, общаться честно и открыто. У всех есть проблемы, все разные. Но важно пытаться решить вместе то, что для них кажется глобально сложным. А где-то, возможно, и они нам помогут. Так создается связь учитель-ученик, которая мотивирует детей к новым открытиям, достижениям и целям.

- Образовательный туризм - это ваша личная инициатива?

- Я в прошлом - еще и ученик той школы, где сейчас работаю. И образовательный туризм, кажется, у нас появился с момента, когда была построена школа. Но мы с коллегами внесли некоторые коррективы. Когда детям говоришь: "Мы пойдем на экскурсию", слышишь много не особо радостных возгласов. Это же скучно - идти туда, куда заставляют, слушать неинтересную лекцию монотонно говорящего экскурсовода.

Поэтому мы с коллегами два года назад подумали: "Что, если изменить подход к привычным экскурсиям? Что, если сформировать систему "ученик - ученику"?"  Разработали концепцию и научно ее апробировали. Определилась группа из 23 школьников, которые предварительно выбрали профессию в сфере туризма и загорелись идеей проводить экскурсии. Мы договорились с партнерами из тольяттинского Центра опережающей профессиональной подготовки, чтобы дети прошли обучение и получили первое профессиональное образование. Затем они стали кураторами классных руководителей в своих классах и теперь вместе с одноклассниками разрабатывают экскурсии, в первую очередь, интересные им самим. И дальше кураторы проводят экскурсию "под ключ". Это было бы невозможно без поддержки нашего директора - Александра Геннадиевича Родионова, без поддержки родителей и, конечно же, детей.

- Один из подготовленных вопросов звучал: "В чем секрет вашего успеха?"  Но, кажется, вы ответили на него заранее: важно гореть профессией, и все будет складываться. Тогда переиначу: имеется ли у этого успеха потолок или всегда есть к чему стремиться?

- У меня глобальные планы, и все они связаны с тем, чтобы остаться в системе образования и внести значительный вклад в развитие нашего региона.

-  По вашим наблюдениям - много ли в школе сейчас молодых педагогов до 30 лет? Много ли выпускников педагогических вузов идет работать по профессии, и насколько осознан этот выбор?

- Недавно я выступал на региональном слете педагогов, наставников, советников по воспитанию, где приводил в пример статистику за конец 2022 года от Российского технологического университета. Удивило, что профессия педагог - не самая актуальная. Одна из менее востребованных. При этом, общаясь с коллегами, участвуя в конкурсах, я замечаю интересную тенденцию: несмотря на статистику, в школы все больше приходят именно молодые специалисты.

Такое противоречие весьма любопытно. Я общаюсь со многими молодыми педагогами, у всех позиция схожа с моей: они очень любят детей, хотят "заразить" из своим предметом, показать многообразие жизни, богатство региона. Мне лично в детстве не хватало молодого педагога, который разговаривал бы со мной на равных, своим личным примером вел за собой.

- Что повлияло на ваш выбор профессии?

- Само решение стать учителем пришло благодаря моему наставнику - кандидату исторических наук, преподавателю кафедры "Истории и философия" ТГУ Надежде Максимовне Румянцевой. Она смогла зажечь во мне тот интерес к исторической науке, который раньше зажечь никому не удавалось. Надежда Максимовна привила мне любовь к истории.

В конце четвертого курса, перед дипломом, я понял, что хочу связать жизнь со школой, и поступил в магистратуру на кафедру "Педагогика и методики преподавания". Здесь уже сложился мой образ педагога. В этом мне поспособствовал доктор педагогических наук, профессор Ирина Викторовна Руденко. 

- Вы же наверняка мониторили рынок вакансий. Ведь педагоги не очень много зарабатывают. Вас это не смущало?

- Честно скажу: никакие вакансии не мониторил. Выпускной в университете прошел, мне дали диплом, и я в тот же день поехал в 93-ю школу. Сколько получают учителя, меня особо не интересовало. Записался на прием к директору Александру Геннадьевичу Родионову, напомнил, что я бывший выпускник школы, и заявил о желании работать. После собеседования и открытого урока меня взяли. До первой зарплаты я даже не знал, сколько получу.

Возможно, звучит высокопарно, но это действительно так: работая в школе, приоритет отдаешь не столько материальному (деньгам), а больше духовному наполнению и глобальной миссии - воспитать подрастающее поколение. А если ты активен, занимаешься параллельно общественной деятельностью, проводишь дополнительную работу с детьми, участвуешь с ними в конкурсах и показываешь результаты, - скорее всего, особого недостатка в деньгах не будет.

- И еще одна тема, связанная с финансами: известно, что губернатор на церемонии награждения конкурса "Учитель года" подарил вам "Ладу Гранту". Если бы не участие в конкурсе, как считаете, сами смогли бы заработать на автомобиль с зарплаты педагога?

- Отвечу честно: у меня до того был "Форд". Не скажу, что старый, был удобным и меня устраивал. Но когда мне подарили "Гранту", я продал его. Понимаете, дело в чем: вопросы статуса и престижа меня особо никогда не волновали. Но, помимо того, что машина выполняет свою функцию (ездит из точки А в точку Б), помимо того, что она достаточно комфортна, важно, что этот подарок - оценка моего труда. И это делает машину бесценной.

- Как, на ваш взгляд, нужно достигать стратегической цели, поставленной президентом РФ Владимиром Путиным и приуроченной к Году педагога и наставника: возрождать привлекательность профессии, поднимать ее на качественно новый уровень?

- Образование в целом - одна из самых значимых, основных сфер жизни, которые, не побоюсь этого слова, определяют будущее страны. Президент России Владимир Владимирович Путин действительно поставил несколько стратегических задач в сфере образования: обновление учебных программ, улучшение качества преподавания, в том числе развитие инклюзивного образования.

Со своей позиции могу проанализировать "до", когда я сам был школьником, и "после", когда стал педагогом. Вижу, как сегодня меняется подход к детям. Больше времени уделяется индивидуальной работе с каждым ребенком, разрабатываются новые программы, один "Разговор о важном" чего только стоит.

Я был безмерно рад, когда мы со своими девятиклассниками общались на серьезные темы. В прошлом году мы беседовали об импортозамещении, о том, что перед ними открыты все дороги, в бизнесе сейчас масса возможностей. Дети проникались темой, задумывались, чем хотели бы заниматься, выбирали различные профессии. С этого года в нашей школе уже реализуется проект "Моя Россия - мои горизонты", на котором ученики будут знакомиться с профессией, пробовать в ней свои силы.

Все направлено на то, чтобы ребенок сознавал свою значимость для региона, России, чтобы его потенциал развивался. В этой связи очень важно, чтобы и учителя, и родители, и окружение ребенка это понимали. Да, школа действительно воспитывает и образовывает. Но (обращаюсь ко всем родителям!) - мы без вас не справимся. Родители - наши помощники во всем.

- Буквально накануне, 1 сентября, видела много постов в соцсетях от родителей школьников. Большинство тоскливо относится к этому празднику, а некоторые - и вовсе с безнадежностью. По вашим наблюдениям, это тоже так?

- Скажу за нашу школу. У нас родители шикарно украсили здание к 1 сентября: все светится, блестит, шарики, две отличные фотозоны... Огромная им за это благодарность. Знаете, думаю, здесь вопрос в том, как организует эту работу сама школа. Наш заместитель директора по воспитанию - Евгения Александровна Гусарова - организует эту работу на высшем уровне и трепетно подходит к каждому мероприятию, непосредственно участвует в разработке и проведении. Каждый наш праздник - не только для родителей и учеников, но и для всего квартала.

И возвращаясь к стратегии развития образования - мы не сможем добиться поставленных президентом и губернатором целей без родителей. Сотрудничество с ними играет важную роль в образовании, в партнерстве семьи и школы. Это сотрудничество позволяет создать ту самую благоприятную образовательную среду. Если она создана, ребенок не будет просыпаться по утрам с ворчанием: "Ну вот, опять школа...", а будет знать, что если он придет, с ним поговорят, обсудят то, что ему интересно, предложат важные темы и дадут знания, которые будут полезны ему в будущем. Родители нашей школы даже собственные проекты придумывают, предлагают их директору.

- Как вы считаете, перед учителями условно 50-х годов прошлого века и современными стоят разные задачи, или в любую эпоху все это - об одном?

- Думаю, глобальная цель одна. Смотрите, какой интересный момент: мы постепенно возвращаемся к тому образованию, которое было у моего деда, к той советской модели, которая доказала свою эффективность и была одной из лучших в мире. Общаясь со старшим поколением, я поражаюсь: прошло столько лет, а они до сих пор помнят школьную программу.

Сейчас наша задача - не потерять наработки выдающихся педагогов, заложивших этот фундамент, наработки которых преподают в университетах: Л.С.Выготского, А.С.Макаренко, К.Д.Ушинского, Ш.А.Амонашвили. Шалва Александрович Амонашвили сейчас - живой пример того, как надо относиться к детям и к школе. Мы должны взять лучшее из прошлого и разбавить современностью, цифровыми технологиями, чтобы ребенок, выходя в большой мир, имел предрасположенность буквально ко всему и выбирал то, что ему нравится.

- Как изящно у вас получилось перейти к следующему вопросу из моего списка: согласны ли вы с клише, что современные школьники гаджетозависимы? И какие они (в трех словах)?

- Сложный вопрос. Да, гаджетозависимы. Но это неплохо, вообще отлично. Они очень хорошо ориентируются в Интернете, могут найти все, что им интересно. Важно направить этот интерес.

Из личного опыта: девочка, на тот момент восьмиклассница, участвовала в конкурсе под моим наставничеством. Она совместила преподавание истории по методике перевернутого класса через предмет "История" и "История Самарского края" с журналистикой, написала несколько план-конспектов урока под моим руководством и провела педагогический эксперимент. Апробированная работа доказала свою эффективность, и Екатерина Артемкина заняла ряд призовых мест на областных конкурсах. Иногда я на своих уроках прибегаю к нашей с ней идее.

Важно слушать детей. Да, они не всегда могут грамотно и тем более научно выразить то, что хотят сказать. Но в ходе беседы наталкивают тебя на какие-то совершенно неочевидные вещи. Начинаешь думать, как их адаптировать, и получается шикарно. И потом - дети же тянутся к тому педагогу, который не только послушал, но и прислушался.

А в трех словах о подростках - пытливость, нестандартность идей, чувствительность. И еще очень важен юмор. Важно, чтобы педагоги умели красиво и грамотно шутить, так называемым, английским юмором. Сейчас дети это понимают и очень ценят. Сегодня очень сложно преподавать в школе без юмора, но это не значит, что нужно превращать учебу в стендап-шоу и постоянно шутить. Все должно быть индивидуально и дозированно. Если дети на уроках шалят, ни в коем случае нельзя ругать. Нужно грамотно подвести, аккуратно сказать, чтобы не задеть чувств ребенка. Это важно. Современные подростки очень чувствительны, и педагог должен обладать сильной эмпатией.

- С кем вам проще работать: с начальной школой, средней, старшеклассниками?

- Мне нравятся восьмые-одиннадцатые классы. С ними можно уйти за рамки предмета, потому что дети уже начитанны и имеют социальный опыт. Очень интересно слушать их позиции на любую тему. Мне как историку любопытны мнения на разные исторические темы. Как-то мы с одним классом разбирали тему "Военные поселения", и у нас состоялся такой интересный разговор, что после звонка они ко мне подошли и попросили еще остаться. У меня и у них это был последний урок, и мы остались еще на полтора часа, сидели, беседовали, спорили.

- А вы, кстати, строгий учитель? Ругаете за опоздания, отбираете смартфоны на контрольных?

- Самому себе сложно давать характеристику...

- Ну двойки-то ставите?

- Ставлю. Но стараюсь избежать этого. Даже если ставлю, даю возможность исправить, двойка - не приговор. Знания, которые ребенок по разным причинам не успел усвоить, он может наверстать. Главное - сделать это прямо сейчас, чтобы следующая тема не наложилась на предыдущую, чтобы у ребенка сложилось представление об эпохе, если мы говорим об истории.

- Но в классе 20-30 человек! Не объяснишь же каждому индивидуально. Как быть, если половина класса не усвоила тему?

- Такого, чтобы большинство не усвоили, конечно, не бывает, но мы встречаемся с разными трудностями, которые нам рисует действительность: ковид, дистант, проблемы с интернетом... Педагогам приходится тратить и личное время, на работе мы 24/7.

Выдумываем, используем цифровые технологии, которые охватывали бы всех детей, даже тех, кто не в городе (уехал, к примеру, на конкурс). Если даже ребенок много пропустил, я лично стараюсь в беседе с ним, в свободное от работы время, объяснить то, что мы проходили, даю задания, которые позволили бы структурировать большой объем информации.

- Как вы относитесь к периоду "ковидной" удаленки? С минусами все приблизительно ясно, а какие плюсы для себя нашли в ситуации?

- Плюсы дистанта в том, что дети всегда на связи. До них очень быстро можно дописаться, дозвониться. Второй плюс - возможность собирать огромное количество детей на различные внеклассные мероприятия. То есть дети сидят дома, но при этом у них интерактив.

Ковид заставил нас, учителей, обратить пристальное внимание на цифровые технологии. Во время ковида я нашел шикарный сайт, где можно давать на проверку знаний детям тесты, которые ты сам составляешь, а он преподносит в форме игры, выдает шутки и в конце - список лидеров по баллам, процент правильных ответов. Это очень забавно, и у детей появляется уже спортивный интерес - набрать больше баллов, чем одноклассники.

- Что пожелаете школьникам и родителям к началу нового учебного года?

- Школа - это триединство: родитель - школа - ученик. Если одно звено из этой цепи выпадает, то некомфортно становится в первую очередь ребенку. Мы должны быть нацелены на то, чтобы помочь детям построить крепкий фундамент для взрослой жизни. Обращусь к родителям: важно быть вовлеченными в учебную жизнь. Дети, как я уже сказал, очень чувствительны. Им действительно важно прийти из школы домой и поговорить с вами. Они ждут, когда их не просто спросят, а проявят интерес к тому, что окружало ребенка именно сегодня, каких успехов он достиг, что не получалось.

Пожелания учителям - чтобы они не так формально подходили к образовательному и воспитательному процессу, а действительно сопереживали ребятам, ориентировали на профессиональную деятельность, на создание атмосферы, сотрудничества с детьми, родителями. Педагогам, как и детям, необходимо всегда находиться на пути самосовершенствования, развития. Сейчас большое внимание уделяется развитию профессиональных компетенций: образовательные программы, прокачка различных навыков, обширные знания не только в своей области, но и за ее пределами. И эти знания важно эффективно передавать детям и использовать в жизни. Знания ребенок должен получать не ради знаний, а ради дальнейшей жизни, чтобы ребенок вышел из школы и подумал, где он сможет их применить на практике.

Ученикам желаю ставить перед собой амбициозные, пусть и недостижимые цели, чтобы по кирпичикам строить будущее, достигать вершин, не переставать развиваться, всегда стремиться к самообразованию, не забывать благодарить родителей, учителей, друзей.

Подводя итог, хочется сказать: образование сегодня, как никогда, играет особую роль. Наверное, повторюсь, озвучив одну из самых популярных фраз, цитату Отто фон Бисмарка: "Войны выигрывают не генералы. Войны выигрывают школьные учителя и приходские священники". Эта цитата как никогда описывает процесс образования. Она была актуальна в 19 веке, актуальна сейчас и, думаю, будет оставаться актуальной всегда.

Что, на Ваш взгляд, является основной причиной возникновения ДТП?

архив опросов

Последние комментарии

Дмитрий Лакоценин 22 марта 2023 12:24 В Самаре оцифровывают одну из крупнейших в России коллекцию бабочек

Дело нужное. Хрупкий материал...

Наталья Кузнецова 05 февраля 2022 16:35 Самарские школьники переведены на "удаленку"

9 и 11классы не белеют?

Андрей Куропаткин 02 июня 2021 10:42 Сотни самарцев выстроились перед школой на 5-й просеке

Как показывает время, ничего эффективнее номерков на руке не придумали. Гоните директора, чему он современных детей научит, судя по организации набора в школу

Павел Фирсов 24 сентября 2018 14:26 Юрий Белонощенко: "Учеба в СГАУ стала для меня своеобразным "умственным спецназом"

СамГУ круче вопреки всему (хотя и его нет несколько лет). Ибо там замечательные юристы заведуют кафедрами, которые предлагают лишать гражданства за неучастие в выборах. Это круто. Не боятся за свой докторский диплом. Один только вопрос к СамГУ: где ваши академики? В СГАУ их было. И первый появился очень давно. И членкоры тоже в наличии. Но ведь это к крутизне не имеет отношения, правда? Особенно, если университет имеет статус национального исследовательского. :) Но ведь это к крутизне отношения

ALEX LAWER 16 марта 2018 20:03 Геннадий Котельников предложил перевести школы на пятидневку

Родители, давайте поддержим эту инициативу.Мы же не враги наших детей. Мы получим возможность общаться больше со своими детьми. Очевидно, что перевод на пятидневку требует комплексного подхода."Школа" должна перестать сопротивляться и сесть за стол переговоров с родителями. По Трудовому кодексу нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю, наши дети же занимаются значительно больше.Необходимо пересмотреть количество часов занятости детей в сторону снижения. Родители, обратите внимание на то, как строится учебный процесс, каков обьем домашних заданий ,сколько времени ваши дети тратят на их выполнение и сверьтесь с государственными стандартами.Не открою большой тайны, учеба- это не игра в одни ворота, когда мы заставляем только детей учится, образовательная услуга, оказываемая школой, должна быть качественной и на это у нас с вами есть соответствующее право требования.

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1