Авиа- и вертолетостроительный кластер будущего

Качественный скачок в развитии аэрокосмической отрасли России невозможен без современного подхода к управлению производством.

Фото:

Городилов А.В. (ОАО "ОАК-Закупки"),
Дорохов С.Б. (НЦВ ОАО "Вертолеты России"),
Дубовова Е.В. (ООО "Поволжская инженерная академия"),
Нестеров О.В. (ПАО "Корпорация Иркут", ПАО "ОАК")

Описание проблематики

Мировые лидеры в области авиа- и вертолетостроения длительное время развивают свои компетенции в сфере организации систем управления, считая данное направление не менее важным, чем внедрение технологических и технических инноваций. В то же время особенности развития российского авиастроения привели к тому, что внедрение и функционирование системы менеджмента качества, бережливого производства, управление стоимостью жизненного цикла изделия, проектный менеджмент, параллельный инжиниринг серьезно и системно при построении производственных моделей авиа- и вертолетостроительных предприятий не рассматривались. Как следствие - организационные проблемы, которые зачастую приводят:

- к срывам сроков и удорожанию проектов;
- к разработке и постановке на производство "сырых" агрегатов, которые впоследствии дорабатываются;
- к удорожанию продукции с точки зрения жизненного цикла за счет возможной экономии на этапах проектирования;
- к сложным взаимоотношениям финальных предприятий и поставщиков;
- к отсутствию информационной прозрачности и к другим негативным последствиям.

Эти и многие другие проблемы менеджмента во многом связаны со сложившейся структурой цепей поставок авиационной промышленности, включающей в себя переделы, с отсутствием как таковой конкуренции между поставщиками, архаичной неоптимальной организационной структурой предприятий.

Как управлять цепями поставок

Как показывает мировой опыт, в процессе формирования и управления цепями поставок значимую роль играет поддержка на государственном уровне, а также на уровне крупнейших мировых корпораций авиа- и вертолетостроительной отрасли.

Качество воздушного судна в конечном счете на 80% зависит от компонентов, полученных от поставщиков 1-го, 2-го и последующих уровней. Для обеспечения необходимого уровня качества можно пойти двумя путями: либо усиливать контроль на предприятиях-финалистах, либо затратить серьезные усилия на развитие поставщиков и встраивание качества в их процессы. Большинством стандартов, действующих на территории Российской Федерации, в настоящее время поддерживается первый подход. Однако, если посмотреть на последствия данного факта, следует отметить, что контроль - это дорогостоящий процесс, который в конечном счете все равно не позволяет утверждать со 100%-й уверенностью, что агрегат / узел / деталь в конечном счете не принесет проблем эксплуатирующей организации.

Мировые лидеры выбирают второй подход: развитие поставщиков до требуемого уровня функционирующей на них производственной системы. Для решения этой задачи разрабатываются и реализуются разнообразные механизмы и подходы к развитию поставщиков.

Кластер будущего

Национальным авиа- и вертолетостроительным кластерам будущего предстоит пройти нелегкий путь, включающий в себя консолидации усилий для решения национально важной проблемы повышения конкурентоспособности авиационной промышленности в целом, включая программу развития поставщиков. Сегодня предприятия авиастроительной промышленности уже привлекают ряд университетов, многие малые инновационные предприятия для реализации различного рода программ (Самарский центр инжиниринга, СГАУ, МАИ, Ланит, ПИА, Борланд, Казанский авиационный университет и т.д.). Однако, если скоординировать усилия участников, круг партнерства может быть более широким.

Для примера некоторые сферы интересов представлены на схеме производственной системы авиастроительного предприятия.

Необходимо уделить значительное внимание повышению статуса департаментов и управлений закупками, качеством, выстроить соответствующие структуры по всей цепи поставок, устранить разрывы, возникающие между полномочиями и ответственностью данных структур, утвердить их функционал. Это потребует изменения нормативной и методологической документации на самом высоком уровне. На уровне же регионов следует реализовывать компетенц-центры по внедрению инноваций. Отдельного внимания в этом плане заслуживает Самарская область: вновь образованный инжиниринговый центр, который ведет проект "Завод будущего", и центр инновационного развития и кластерных инициатив занимают активную позицию в продвижении управленческих инноваций с учетом специфики авиастроительной промышленности региона.

Формирование авиа- и вертолетостроительного кластера будущего представляет собой комплексную задачу, выполнение которой должно проводиться совместно на различных уровнях: федеральном, региональном, местном. Необходимо организовать эффективное взаимодействие: определение полномочий, ответственности в структуре развития поставщиков, определение под это соответствующих ресурсов, проведение изменений в нормативной и законодательной базе, инкубирование новых поставщиков.

Использование опыта лидеров и скоординированная работа в этом направлении, на наш взгляд, в конечном счете позволят нашей авиа- и вертолетостроительной индустрии выйти из кризиса.

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6