Александр Петров: "По ряду показателей СГСХА соответствует статусу университета"

Весной в Самарской государственной сельскохозяйственной (СГСХА) академии прошли выборы ректора. Абсолютное большинство голосов получил проректор по учебной работе вуза, депутат Кинельской городской думы Александр Петров. Новый глава академии поделился своим видением новой кадровой политики учебного учреждения, планами по созданию агротехнопарка, реконструкции кампуса и смене статуса вуза на университет.

Александр Петров: "По ряду показателей СГСХА соответствует статусу университета" Александр Петров: "По ряду показателей СГСХА соответствует статусу университета"
Фото:

"Не хватало смелых решений"

- После 10 лет работы проректором тяжело было решиться пойти на выборы и составить конкуренцию непосредственному начальнику?

- Решение выдвинуть свою кандидатуру на выборы ректора было не простым. Мы работали с Владимиром Милюткиным 10 лет в одной команде, и перед тем как выдвигаться я с ним откровенно поговорил на эту тему. Я высказал ему свою позицию, и он поддержал мое решение.

- Что вас не устраивало в положении дел в вузе, что вы хотели изменить, предлагая свою кандидатуру в качестве руководителя?

- Я бы не хотел говорить, что в академии что-то было не так. Потому что сам был в руководстве вуза, и это был бы упрек и в мой адрес тоже. Тем не менее я считаю, что были рабочие моменты, которые требовали иных подходов. В нашей работе не хватало смелых решений, инновационности подходов. Я же как проректор не имел всей полноты власти. 

Например, я считаю что была нечеткой стратегия академии в вопросах использования  сельскохозяйственных земель. В какой-то момент времени в руководстве вуза сложилось мнение, что мы должны отказаться от них, что это не тот ресурс, который позволит академии эффективно и плодотворно работать. У меня же была, наоборот, категорическая позиция, что земли - это важный ресурс, который позволит СГСХА развиваться в будущем.

- На выборы вы шли не один. Кого можно считать вашими людьми, вашей командой?

- Успех любого дела определяется правильно подобранными стратегией и командой единомышленников. Когда я пошел на выборы, я сразу об этом задумался. Придет тот самый понедельник, и с кем я буду реализовывать свои планы? Конечно, я заранее вел переговоры. В ходе выборов я опирался на поддержку своих единомышленников и надеюсь, мы будем работать в единой команде. Сейчас я могу смело назвать своей командой проректора по развитию Алексея Брунина. Мы с ним вместе со студенческих лет. Когда я возглавлял комсомольскую организацию академии, он возглавлял профсоюзную, и мы с ним так и шли по жизни вместе. Также членом моей команды можно считать проректора по научной работе Алексея Васина.

- Кадровые перестановки в академии продолжатся?

- Заверяю, революции не будет, я за эволюционный путь развития. Развивать кадровый потенциал будем на основе эффективного контракта для руководителей служб и структурных подразделений, ориентированного на результаты их деятельности. Нормой для всех служб академии станут регулярные отчеты руководителей перед коллективом, их персональная ответственность за работу и прозрачность расхода финансовых средств вуза.

"Будем заявляться на университет"

- Правительство России проводит политику оптимизации сети учебных заведений на основе мониторинга деятельности вузов. Будет ли академия признана эффективно работающим вузом по итогам 2013 года?

- По итогам прошлого года наш вуз был признан эффективно работающим. При этом 27 из 57 аграрных вузов России были признаны неэффективными. В этом году практика оценки вузов продолжится. Число показателей, которые будут оцениваться, расширится, их станет не пять, а семь. А уровень тех, что останутся, вырастет.

Мы подвели предварительный итог, и на сегодняшний день академия выполняет из семи показателей только четыре. Три остаются проблемными позициями по академии. Один из важных показателей - средний балл ЕГЭ по вузу. Сегодня критериальный показатель, который надо преодолеть, - 60 баллов. Из всех агарных вузов России только два сумели это сделать. Все остальные вузу находятся на уровне 53 - 54 балла.

Еще одна большая проблема - это удельный вес иностранных студентов-выпускников. У нас их практически нет, за исключением отдельно взятых, приглашаемых по программам межвузовского взаимодействия. По этому показателю нам очень трудно конкурировать.с вузами Москвы и Санкт-Петербурга. Еще один показатель, который пока также с трудом удается выполнять, - это финансирование научных исследований, приходящихся на одного научно-педагогического работника. Доходы вуза должны быть не менее 1,1 млн руб. на одного педработника.

При сегодняшней штатной численности нашего вуза мы должны иметь доход вуза не менее 420 млн руб. в год. Для примера, из средств федерального бюджета академия сегодня получает на выполнение госзадания 220 млн рублей .Соответственно 200 млн мы должны зарабатывать своей научной деятельностью. Практически на один бюджетный рубль мы должны зарабатывать один внебюджетный.

Отчасти мы уже нашли решений это проблемы. Когда считаются доходы академии на одного преподавателя, то в знаменателе присутствуют не только штатные работники академии, но и внешние совместители. Соответственно сейчас мы отказываемся от внешних совместителей и оптимизируем штатное расписание академии. Если мы решим все эти проблемы, то вуз будет признан эффективным. Время для подготовки еще есть. Аттестация по новым требованиям пройдет в сентябре - октябре.

- Через год у академии госаккредитация. Будете претендовать на статус университета?

- Мы ставим себе такую задачу. По ряду показателей СГСХА сейчас соответствует статусу университета. Однако есть еще и над чем работать. Например, для статуса академии необходимо привлечь финансирование на одну укрупненную группу специальностей в размере 3 млн рублей. Для статуса университета необходимо привлечь такую же сумму не менее чем по трем группам специальностей. У нас сегодня восемь укрупненных групп специальностей, по двум группам мы уже привлекаем более 3 млн рублей. В отношении третьей укрупненной группы ситуация пока не складывается, и сейчас мы пытаемся найти потенциальных заказчиков исследований, чтобы увеличить объемы финансирования.

Мы выходим на показатели государственной аккредитации в июне 2014 года. В ноябре - декабре 2013 г. мы будем формировать пакет документов, и если нам удастся выполнить все требования, то мы будем заявляться на статус университета. Если не сможем подтянуть показатели, то возьмем паузу, но затем снова вернемся к этой задаче.

- Планируете ли расширять для статуса университета профиль специальностей?
- В этом вопросе в первую очередь должна быть целесообразность. Открывать новые направления лишь в количественном отношении либо в угоду раскрученному бренду - опасная тенденция. При такой сложной конкуренции на образовательном рынке надо быть осмотрительным. Занять нишу специальностей, не свойственных нашему профилю обучения, нам не дадут. Для расширения профиля обучения мало желания - нужны время, резервы, база. В академии на данный момент введен бакалавриат по 15 направлениям, наша задача - открыть магистратуру по этим направлениям. В перспективе - развивать специалитеты по востребованным сельскохозяйственным профилям.

"Предлагаем создать агротехнопарк"

- Часто высказывается мнение, что вузовская наука живет сама по себе, ради собственных изысканий. Насколько это справедливо для СГСХА, и изменится ли ситуация?

- В этом есть доля истины. Научные разработки ведутся на договорных началах с отдельными заказчиками, зачастую охватывая лишь определенный круг проблем и вопросов. Мы планируем принципиально менять подход к этой работе. Для начала совместно с министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области мы будем вести кураторство всех муниципальных районов губернии. Сейчас выстраивается система научно-консультативного сопровождения аграрных проектов на территории области. Ведущие специалисты академии закреплены за конкретными сельскими территориями, анализируют их проблемы, предлагают пути решения. Глава минсельхоза Виктор Альтергот планирует еженедельно заслушивать сообщения о ситуации в растениеводстве, животноводстве, а также положении дел в социально-экономической сфере развития сельских территорий.

Несомненное преимущество нововведения - погружение специалистов вуза в атмосферу реальных проблем АПК, укрепление взаимодействия с муниципалитетами и сельхозтоваропроизводителями.

- Как будет использоваться земля, которой владеет академия?

- Сегодня в постоянном бессрочном пользовании академии 8,2 тыс. га земли. Мы хотели бы, чтобы на этих землях создавались учебно-демонстрационные центры, где можно было бы тестировать технологии сберегающего, точного земледелия.

Мы сейчас ищем предложения, которые могли бы стать интересными для правительства Самарской области. Одно из них - создать научно-образовательный аграрный кластер, агротехнопарк, который бы аккумулировал в себе имеющие в регионе ресурсы для качественной подготовки кадров для АПК региона. Мы выходим с инициативой создания сети базовых хозяйств, внедряющих высокоэффективные технологии, на основе кооперации. Им будут присвоены статусы учебных хозяйств, с соответствующими преференциями. Конечно, создание подобного кластера - процесс не быстрый. С привлечением бизнес-структур и интеграцией с Поволжским МИС и Поволжским НИИ селекции и семеноводства мы сможем положить начало созданию полноценного агротехнопарка.

- Как будет развиваться студенческий кампус?

- В наших планах есть техническое перевооружение и обновление социальных и спортивных объектов. Планируется реконструкция стадиона, ремонт учебных помещений и инженерных сетей, учебных корпусов, столовой и общежитий. Будет проводиться благоустройство и озеленение территории академии. Финансирование работ по созданию инфраструктуры современного кампуса будет вестись на условиях частно-государственного партнерства.

Что, на Ваш взгляд, является основной причиной возникновения ДТП?

архив опросов

Последние комментарии

Дмитрий Лакоценин 22 марта 2023 12:24 В Самаре оцифровывают одну из крупнейших в России коллекцию бабочек

Дело нужное. Хрупкий материал...

Наталья Кузнецова 05 февраля 2022 16:35 Самарские школьники переведены на "удаленку"

9 и 11классы не белеют?

Андрей Куропаткин 02 июня 2021 10:42 Сотни самарцев выстроились перед школой на 5-й просеке

Как показывает время, ничего эффективнее номерков на руке не придумали. Гоните директора, чему он современных детей научит, судя по организации набора в школу

Павел Фирсов 24 сентября 2018 14:26 Юрий Белонощенко: "Учеба в СГАУ стала для меня своеобразным "умственным спецназом"

СамГУ круче вопреки всему (хотя и его нет несколько лет). Ибо там замечательные юристы заведуют кафедрами, которые предлагают лишать гражданства за неучастие в выборах. Это круто. Не боятся за свой докторский диплом. Один только вопрос к СамГУ: где ваши академики? В СГАУ их было. И первый появился очень давно. И членкоры тоже в наличии. Но ведь это к крутизне не имеет отношения, правда? Особенно, если университет имеет статус национального исследовательского. :) Но ведь это к крутизне отношения

ALEX LAWER 16 марта 2018 20:03 Геннадий Котельников предложил перевести школы на пятидневку

Родители, давайте поддержим эту инициативу.Мы же не враги наших детей. Мы получим возможность общаться больше со своими детьми. Очевидно, что перевод на пятидневку требует комплексного подхода."Школа" должна перестать сопротивляться и сесть за стол переговоров с родителями. По Трудовому кодексу нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю, наши дети же занимаются значительно больше.Необходимо пересмотреть количество часов занятости детей в сторону снижения. Родители, обратите внимание на то, как строится учебный процесс, каков обьем домашних заданий ,сколько времени ваши дети тратят на их выполнение и сверьтесь с государственными стандартами.Не открою большой тайны, учеба- это не игра в одни ворота, когда мы заставляем только детей учится, образовательная услуга, оказываемая школой, должна быть качественной и на это у нас с вами есть соответствующее право требования.

Фото на сайте

Все фотогалереи

Новости раздела

Все новости
Архив
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30